Изобретатели и конструкторы в области паровозостроения уделяли внимание не только скорости и мощности своих машин, но и эстетической стороне. Сама конструкция паровоза предполагает необычный вид, а потому на железных дорогах в ХХ веке можно было увидеть необычные локомотивы, таскающие за собой грузовые составы и пассажирские экспрессы.

Чёрный дым, клубы белого пара, скрежет и лязг железа на фоне монотонного стука колёс, языки яркого пламени, вырывающиеся из печи котла. Как может не вызывать восхищение это чудо техники.

Паровозы, словно доисторические монстры, но только созданные руками человека. Многие из них стали на вечный прикол, а некоторые продолжают колесить по экскурсионным маршрутам разных стран мира.

Начало паровозной эры

Рельсовые дороги использовались на рудниках, где в качестве тягловой силы выступали лошади. В начале XIX века лошадки стали таскать по рельсам пассажирские вагончики. Первая такая дорога в 1801 году соединила Уондсворт и Кройдон.

Через 3 года после этого Ричард Тревитик представил английскому обществу своё изобретение. Его машина, двигавшаяся с помощью парового котла, и стала первым в мире паровозом.
В 1825 году паровозик Locomotion, что переводиться на русский язык как «Движение», начал работу на первой в мире Стоктон-Дарлингтонской общественной железной дороге.

В конце 20-х годов XIX столетия Георг Стефенсон создал несколько удачных механизмов, а его «Ракета» в 1829 выиграла Рейхенльские состязания.
Изобретение Стефенсона стали использовать в качестве тяглового локомотива на железной дороге, связавшей английские города Ливерпуль и Манчестер.

На рубеже веков

К началу ХХ века сформировалась основная конструкция и принцип действия всех механизмов паровоза. Сеть железных дорог уже появилась в странах Европы, России, на просторах Нового Света.

В первые десятилетия ХХ столетия появляются дуплексы и триплексы, которые были намного мощней первых паровозов, маневренней и развивали большую скорость.

Конструкторы начали использовать различные колёсные формулы. Появляются сочленённые системы Маллета, Гаррат, Ферли. Усовершенствуются паровые котлы, увеличивая мощность, ставшего уже популярным транспортного средства. Кочегаров заменяли механические углеподатчики, так называемые стокеры.

Труженики ХХ века

Паровозы ХХ столетия превосходили своих предшественников по скорости, экономичности, а главное тягловой силе. Эксплуатируясь на рудниках, мощные локомотивы легко тянули многотонные составы с углем, рудой.

Скорость и экономичность ценились в пассажирских перевозках. На просторах США, России, в странах Европы и Азии машинисты водили скоростные паровозы, которые быстро доставляли пассажиров из пункта А в пункт Б.

Изменились и размеры паровозов. В США сконструировали огромные Big Boy, советские конструкторы создавали мощные и скоростные «ФД» и легендарный «Иосиф Сталин 20-16», Германия в середине 30-х годов представила миру серию локомотивов 05.

На военной службе

Большую работу выполняли паровозы в годы Второй мировой войны, став одним из основных средств доставки грузов и людей. В Советском Союзе выпуск паровозов в этот период был приостановлен, и их получали с заводов США и Канады. Собирали машины по чертежам советских конструкторов.

Военные паровозы назвали «без роскоши». Для создания военной техники, самолётов и танков, нужны были цветные металлы, потому экономили при сборке паровозов стали использовать более дешёвые материалы. Советский Союз получал часть техники по ленд-лизу, в том числе и транспортные средства на паровом ходу. А вот Британия наоборот, часть своего подвижного состава и локомотивы эвакуировала в США.

В 1941 году Гитлер приказал разработать паровозы, способные работать в условиях русской зимы. Так появились BR-50, которые выпускались до 1950 года, а часть из них остались на советских железных дорогах как военные трофеи.

Закат паровозостроения

Несмотря на преимущества, паровозы значительно уступали появлявшимся на дорогах тепловозам и электровозам. Труд машинистов паровозов, при всей своей романтичности, был труден и сопряжён со многими опасностями.

В начале 50-х годов ХХ века начинается закат массового паровозостроения. Страны выпускают старые модели, а конструкторы переориентируются на создание скоростных локомотивов без использования пара. Первыми перестали производить паровозы США, потом в 1956 году СССР, а чуть позже и другие страны мира.

Последней страной, свернувшей производство был Китай. Произошло это в 1999 году, когда с конвейера сошёл последний паровоз в истории. Но КНР остаётся страной, которая продолжает использовать паровозы на одном из крупных карьеров.

Швейцария недавно возобновила производство паровозов, которые используются в туристических целях. Многие страны, сохранившиеся на ходу старые модели, эксплуатируют на туристических маршрутах или в качестве толкачей в депо.

ЧЕТВЕРКА КРАСИВЫХ ПАРОВОЗОВ

Выпущенный фирмой «Rogers, Ketchum & Grosvenor» в 1855 году, паровоз прославился в годы Гражданской войны США в ходе инцидента, вошедшего в историю под именем «Великая гонка».

Конструкция предполагала колёсную формулу 2-0-0, а серийный номер красивый паровоз получил «631». Купили его железнодорожные линии штата Джорджия, где ему и дали имя «Генерал».

Обслуживал «Генерал» №631 пассажирские и грузовые перевозки. После списания неоднократно участвовал в выставках, а потом был отправлен в музей города Кенносо.

Л3653 «Победа»

Красивый советский паровоз серии П начали выпускать в 1945 году. Знаменательный год в истории советского народа, и потому локомотив назвали «Победа». В 1947 обозначение «П» сменили на «Л» в честь прославленного советского конструктора Л. Лебединского.

Рекомендуем также посмотреть на нашем сайте most-beauty.ru интересную статью о самых красивых автобусах в СССР.

На фронтоне красовалась красная звезда, а сам локомотив и тендер были окрашены в чёрный цвет. Серия получилась достаточно красивой, а потому российские кинематографисты часто задействуют сохранившиеся экземпляры в кино.

Эксплуатировался Л3653 на железнодорожных линиях в пределах Москвы Подмосковья. Сейчас стоит на одном из запасных путей депо Подмосковное.

LMS Princess Coronation Class 6229 «Duchess of Hamilton»

Специалисты и историки техники сходятся во мнении, что «Герцогиня Гамильтонская» самый красивый паровоз за всю историю паровой эры.

Собрали его на заводе города Кру в 1938 году, и он стал десятым в этой серии. После испытаний участвовал в Нью-Йоркской выставке техники. За всю историю несколько раз перекрашивался, а также менял конструкцию носовой части.

В 1947 году стал государственной собственностью Великобритании. В 1959 году получил обтекаемую облицовку LMS. В таком виде, с ярким красным обтекателем, экспонируется в Национальном музее транспорта города Йорк.

Локомотивы «Меркурия»

В 1936 году североамериканская железная дорога впервые получила новый пассажирский поезд с таким именем. Это был один из нескольких Меркуриев, колесивших по городам Среднего Запада до 1959 г.

Дизайн паровозов подвижного состава был выполнен в стиле ар-деко. Автором проекта был известный промышленный архитектор Генри Дркейфус.

published on caprizulka.ru according to the materials chert-poberi.ru

oksanamoЭто интересно
Изобретатели и конструкторы в области паровозостроения уделяли внимание не только скорости и мощности своих машин, но и эстетической стороне. Сама конструкция паровоза предполагает необычный вид, а потому на железных дорогах в ХХ веке можно было увидеть необычные локомотивы, таскающие за собой грузовые составы и пассажирские экспрессы. Чёрный дым, клубы белого...