Оставляя чаевые, мы выражаем свою благодарность за качественно оказанные услуги. Такая система поощрения бывает как добровольной, так и добровольно-принудительной. Узнайте о том, кому, как и сколько оставлять «на чай».

В шумном баре или уютном ресторане, в салоне красоты, в такси от дома или, наоборот, домой, за границей — везде мы сталкиваемся со сферой обслуживания. Иногда нам предоставляют качественные услуги, даже поднимают настроение, а порой все сводится к нашему недовольству: скоростью обслуживания официантом, качеством стрижки или других процедур, болтливым таксистом и.т.д. А неписанное правило о чаевых гласит, что необходимо выразить благодарность, добавив к счету 10% от суммы. Обязаны ли мы всегда так поступать? Или всё-таки это остается на наше усмотрение?

Специалисты по этикету советуют:

«В кафе и ресторанах стоит оставлять 10% от общей суммы, но только в том случае, если вам действительно понравилось обслуживание. В гостиницах желательно оставлять чаевые горничным — сумма может быть 5-10% от суточной стоимости проживания. Что касается салонов красоты: если вы проходите различные лечебные, массажные и прочие процедуры по уходу — не принято оставлять чаевые, но парикмахеру при стрижке, окраске волос т.д. желательно оставлять 5-10% от стоимости услуги».

Помните, чаевые — это исключительно выражение вашей благодарности, а не прямая обязанность. Минимальная сумма обычно равна самой мелкой купюре страны. В ресторане оставлять деньги нужно не на столе, а в специальной книжке для счета. Горничным чаевые рекомендуется оставлять на постели: со стола деньги могут не взять, предполагая, что вы просто их выложили. Парикмахеру не передавайте чаевые в руки, оставьте их на какой-нибудь поверхности.

Где еще принято оставлять чаевые

Такси: «фиксированной» процентной ставки, как, например, в кафе, у таксистов нет. Сумма вознаграждения остается на ваше усмотрение, ровно, как и то, стоит ли вообще его оставлять. Но если вас довезли быстро и не утомили диалогами, можно округлить в большую сторону выставленный счет.

АЗС:  за вежливость и аккуратность заправщику обычно оставляют 20 — 50 рублей. Кажется, что сумма незначительная, но с учетом того, сколько машин проходит через него за день, бюджет работника хорошо пополняется. Деньги автомобилисты передают в руки, после оплаты основной услуги.

Маникюр: как и парикмахера, за качественно выполненную работу мастера маникюра можно отблагодарить, передав 5-10% от суммы выставленного счета.

Гардероб: в большинстве своем это бесплатная услуга, но если вручить гардеробщику 50-100 рублей то, скорее всего, за вашей одеждой будут лучше присматривать.

Доставка: если эта услуга предоставляется бесплатно, заказ вам привез вовремя вежливый курьер, можно дать ему на чай 50 — 100 рублей.

Принуждение к вежливости

Порой чаевые сразу включены в стоимость обслуживания. Такого формата придерживаются некоторые рестораны. Насколько это справедливо по отношению к потребителю?

Если чаевые включаются в счет, об этом должны проинформировать: повесить табличку на видном месте, сделать сноску в меню или в уголке потребителя. Если ресторан заранее не сообщил об этом, он нарушил п. 1., 2. ст. 10 Федерального закона «О защите прав потребителей», и чаевые можно не оплачивать.  Кроме того, бывают случаи, когда официант не приносит сдачу по счету, мотивируя тем, что менее 100 рублей сдачу не приносят, или вы фразой «Спасибо», «Благодарю» сообщили о том, что сдачу вообще нести не надо, и это теперь чаевые. Это нельзя назвать устоявшимся обычаем делового оборота, такие ситуации квалифицируются как обсчет покупателей — административное правонарушение. Включение платы за обслуживание во многих случаях незаконно, так как у потребителя должен быть выбор: 1) самостоятельно забрать блюда и вернуть грязную посуду или вообще взять их с собой на вынос, 2) принять условия обслуживания в помещении ресторана силами официанта. Если такого выбора нет — то плата за обслуживание — это недостоверное сообщение о цене договора.

В некоторых заведениях, придерживаясь европейской практики, в счете просто делают ненавязчивую пометку «Чаевые приветствуются». В ряде стран есть свои особенности касательно чаевых.

 В США чаевые в общепите уже включены в счет, и могут составить от 15 до 25% от суммы заказа, в зависимости от штата. В Германии, Италии, Франции или Испании чаевые оставляют — до 10%, а иногда просто мелочь, принесенную на сдачу. В Англии принято чаевые оставлять в ресторанах, но только при обслуживании официантом, а не в том случае, если платите сами на кассе — около 10%, в барах и пабах — ничего. В Китае, Исландии и Японии чаевые не оставляют вообще.

Электронные деньги

В нашей стране принято давать «на чай» наличным, а расплачиваться по счету посетители всё чаще предпочитают карточкой. В случае, если вам очень понравилось обслуживание, а наличных нет, поблагодарить бармена или официанта всё-таки можно с помощью банковской карты. Но ему достанется не вся сумма и далеко не сразу: сначала средства пройдут через бухгалтерию, из них вычтут налог на прибыль и только после этого начислят к основной заработной плате сотрудника.

Источник

published on caprizulka.ru according to the materials nichosy.ru

OksanamoПутешествия
Оставляя чаевые, мы выражаем свою благодарность за качественно оказанные услуги. Такая система поощрения бывает как добровольной, так и добровольно-принудительной. Узнайте о том, кому, как и сколько оставлять «на чай». В шумном баре или уютном ресторане, в салоне красоты, в такси от дома или, наоборот, домой, за границей — везде мы сталкиваемся со...